СИПАП-терапия является «золотым стандартом» при ведении пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) средней и тяжелой степеней тяжести. Однако существуют и альтернативные методы лечения храпа и апноэ, которые фокусируются на специфических целевых группах и отражают необходимость индивидуального подхода к каждому больному. Эта тема рассматривалась на недавно прошедшей конференции в Бавено (Италия). Свое мнение высказали около двух десятков ведущих европейских пульмонологов, неврологов и психиатров.
Внутриротовые устройства уступают по эффективности СИПАП-терапии (особенно в тяжелых случаях) и часто способны лишь в незначительной степени способны снизить индекс апноэ-гипопноэ. Но есть доказательства целесообразности их использования при легком и умеренном СОАС, а также при позиционном СОАС (т.е. при возникновении храпа и остановок дыхания преимущественно во время сна на спине).
Стоит понимать, что уменьшение симптоматики потенциально более вероятно в случае использования ротовой капы, изготовленной специально для конкретного пациента. Готовые решения, которые продаются в аптеке, часто не решают проблему из-за индивидуальных особенностей строения челюсти.
И даже при использовании индивидуально разработанных кап нельзя переносить данные исследования с одного устройства на другое из-за их существенных отличий. Во время конференции был сделан вывод, что необходимо стандартизировать внутриротовые приспособления, чтобы получить возможность сформировать четкие клинические рекомендации по их использованию.
Хирургическое вмешательство лишь в редких случаях может быть рекомендовано как единственный и самодостаточный способ избавления от храпа с апноэ. При этом оперативные методы должны применяться у тщательно отобранных пациентов. Приведем несколько примеров.
Суть позиционной терапии заключается в изменении положения тела во время ночного отдыха (т.е. в полном исключении периодов сна на спине). Метод демонстрирует неплохие результаты, но только при позиционном синдроме обструктивного апноэ, т.е. когда эпизоды остановки дыхания случаются в положении лежа на спине. Существенным недостатком в этом случае является нарушение сна у многих пациентов. Кроме того, долгосрочная приверженность больных к этому варианту лечения СОАС пока плохо документирована. Также в исследованиях по позиционной терапии отмечаются следующие проблемы:
В данном случае терапия сводится к имплантации особого устройства, которое при помощи слабой электростимуляции подъязычного нерва повышает тонус мышц глотки и снижает риск образования обструкции верхних дыхательных путей. Но оценить эффективность и безопасность методики довольно сложно, в том числе из-за нехватки долгосрочных исследований. Кроме того, для подобного вмешательства подходит лишь незначительная часть пациентов с СОАС. Есть необходимость в более точном описании реакции на лечение и в более детальном анализе патофизиологии, лежащей в основе терапевтического эффекта.
Медикаментозное лечение обструктивного апноэ на этапе ранних исследований дало разочаровывающие результаты. Однако эффективность фармакологической коррекции СОАС все еще обсуждается. В первую очередь, речь, конечно же, идет о специально отобранных группах пациентов с отдельными патофизиологическими особенностями (например, ожирение, фарингиальное спадение).
Эта два примера отражают самые значимые проблемы фармакологического лечения – недостаточный терапевтический эффект и многочисленные побочные реакции.
Несмотря на наличие различных способов лечения СОАС, каждый из них может быть рекомендован лишь для небольшого процента пациентов. В отличие от них СИПАП-терапия является более универсальной и эффективной методикой. Хотя нельзя не упомянуть, что до сих пор остается актуальным вопрос приверженности к СИПАП-лечению, а также проблема достаточно высокой стоимости самих аппаратов. Тем не менее, на сегодняшний день при тяжелой форме апноэ сна адекватно альтернативы вспомогательной масочной вентиляции (СИПАП или БИПАП) нет.