Группа исследователей из Канады под руководством доктора Жюльена Дойона обнаружила связь между ночным сном и сохранением двигательных навыков. Подкорковые отделы мозга имеют большое значение в систематизации памяти, в том числе двигательной. Ученые пришли к выводу, что взаимодействие этих структур и их влияние на качество запоминания усиливается после полноценного ночного отдыха.
В эксперименте участвовали две группы людей. Их обучали новой последовательности движений пальцев по принципу игры на фортепиано. Во время занятия, а также в процессе самостоятельного воспроизведения пройденного материала у испытуемых определялась активность соответствующих областей головного мозга. Первая группа тренировалась вечером, а проверку для них устраивали утром после ночного сна. Вторая группа обучалась утром и уже вечером этого же дня демонстрировала приобретенные навыки, т.е. между тренировками у них не было периода сна. Во всем остальном процесс обучения был идентичен.
При обучении участников первой группы отмечалась более высокая активность отдельных групп нейронов головного мозга. При этом утром, после ночного отдыха, они справлялись с поставленной задачей лучше, чем в другое время. После сна было обнаружено более интегрированное взаимодействие структур мозга, отвечающих за обучение и запоминание.
Исследование дает представление о значении сна в процессе приобретения и сохранения двигательных навыков, т.е. в формировании моторной памяти. Сделанные в ходе эксперимента выводы могут иметь практическое значение для людей, чья профессия связана с выполнением сложных, точных и тонких движений и их комбинаций, например, для танцоров, музыкантов, спортсменов, секретарей, набирающих на компьютере текст вслепую, хирургов и т.д. Это так же указывает на роль полноценного и качественного сна, как объективной составляющей учебного процесса.