Хирургическая модификация верхних дыхательных путей не является оптимальным методом лечения синдрома обструктивного апноэ сна. В единичных случаях операция действительно помогает избавиться от храпа и остановок дыхания, но чаще она лишь уменьшает его интенсивность и сокращает количество дыхательных пауз во сне. При этом даже на такой результат можно рассчитывать только при тщательном правильном отборе кандидатов на хирургическое вмешательство. А это предполагает два сложных и недешевых обследования – кардиореспираторное мониторирование (или полисомнография) и слип-эндоскопия. Добавьте сюда еще риск серьезных послеоперационных осложнений, тяжелый период восстановления и стресс от необходимости лечь под нож. И «вишенка на торте» – вероятность, что после всех манипуляций храп не только не исчезнет, но и станет громче из-за образовавшихся рубцов, сужающих просвет глотки.
Тем не менее, хирургический способ лечения привлекает многих. Каждому хочется верить, что ему повезет и неприятные ночные звуки уйдут раз и навсегда. И не придется регулярно спать с аппаратом для СИПАП-терапии или специальным внутриротовым устройством от храпа. Учитывая неослабевающий интерес к хирургии храпа, в этой области ведутся многочисленные исследования. К определенным обнадеживающим выводам пришли ученые из Австралии, которые провели сравнительный анализ эффективности многоуровневой операции на верхних дыхательных путях при обструктивном апноэ сна. Их статья была опубликована в журнале JAMA за сентябрь 2020 г.
Для анализа были отобраны 102 пациента с синдромом обструктивного апноэ умеренной и тяжелой степени – средняя величина индекса апноэ-гипопноэ (ИАГ) составила 48 эпизодов в час. Для включения в исследование кандидаты должны были соответствовать следующим критериям:
Кроме того, отобраны были только те пациенты, которые продемонстрировали низкую приверженность к СИПАП-терапии или отказались от нее, а также от использования индивидуальных внутриротовых устройств.
Участников разделили на 2 группы по 51 человеку в каждой. Пациенты из первой группы подверглись многоуровневому хирургическому вмешательству, а именно модифицированной увулопалатофарингопластике, и дополненной малоинвазивной радиочастотной редукцией языка. В контрольной группе в зависимости от индивидуальных показаний проводилась традиционная вспомогательная коррекция храпа – снижение веса, позиционная терапия, а также назальная хирургия.
Для оценки эффективности многоуровневой хирургической коррекции верхних дыхательных путей участники обеих групп повторно проходили полисомнографию и оценку степени дневной сонливости по Эпвортской шкале-опроснику. В результате хирургическая группа по многим показателям превзошла контрольную.
Также в хирургической группе отмечались более выраженные улучшения по следующим критериям: показатели насыщения крови кислородом, структура сна, а также субъективная оценка интенсивности храпа со слов партнера.
Несмотря на эти позитивные результаты, нельзя не упомянуть развитие серьезных побочных эффектов у четырех участников хирургической группы, включая острый инфаркт миокарда и кровотечение из миндалин на фоне антикоагулянтной терапии. Однако нельзя утверждать, что все эти побочные эффекты были напрямую связаны именно с проведенной операцией.
Исследование продемонстрировало эффективность комбинированного хирургического вмешательства для восстановления проходимости верхних дыхательных путей у правильно отобранных для такого лечения пациентов. Но даже при видимом положительном эффекте операция сравнительно редко позволяет снизить ИАГ до абсолютно безопасных 5 эпизодов в час. Это в очередной раз доказывает, что лечение обструктивного апноэ сна стоит начать с неинвазивных методов, имеющих клинически доказанную эффективность, а именно с СИПАП-терапии или индивидуальных регулируемых внутриротовых кап.