Повышенная ночная потливость (гипергидроз) – это всегда неприятно. Насквозь мокрая пижама, необходимость часто менять постельное белье, да и просто дискомфорт. Нередко все это является следствием элементарного несоблюдения гигиены сна, а именно использования синтетического пододеяльника или слишком жаркого одеяла, духоты в спальне, переедания или употребления алкоголя. Но причина проблемы может быть и не столь очевидной. Например, синдром обструктивного апноэ сна.
Нет ничего страшного, если время от времени вы просыпаетесь слегка вспотевшим. Однако если это происходит регулярно, стоит обратить пристальное внимание на свое здоровье. Повышенное потоотделение может сигнализировать о сахарном диабете, дисфункции щитовидной железы, некоторых неврологических заболеваниях, депрессии, аутоиммунных болезнях и т.д. Еще одной причиной гипергидроза, о которой говорят довольно редко, является храп, осложненный остановками дыхания, или апноэ сна.
Причем обильное ночное потоотделение – отнюдь не самая большая неприятность, с которой приходится иметь дело пациентам с нелеченым апноэ. Это расстройство дыхания во сне негативно сказывается на всех системах жизнедеятельности, в т.ч. пагубно влияет на сосуды, может стать причиной инфаркта, инсульта, сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца, инсулинорезистентности и др. Вот только все эти серьезные заболевания развиваются постепенно. И поэтому их разрушительное воздействие на организм заметить сложнее, чем испарину на лбу или влажные от пота простыни.
На базе Национальной университетской больницы Исландии было проведено исследование с участием местной когорты пациентов с нелеченым апноэ (всего 822 больных). Все они были включены в программу лечения посредством СИПАП-терапии, а затем 700 из них были протестированы повторно. Для контрольной группы случайным образом было отобрано 703 субъекта из общей популяции.
До проведения СИПАП-терапии о частой ночной потливости (3 и более раз в неделю) сообщили 30,6% мужчин и 33,3% женщин с апноэ сна. В контрольной группе аналогичные жалобы поступили лишь от 9,3% мужчин и 12,4% женщин. При повторном опросе у пациентов, которые регулярно использовали СИПАП-аппарат, распространенность проблемы уменьшилась до 11,5%.
Ученые пришли к выводу, что пациенты с нелеченым апноэ в 3 раза чаще страдают от гипергидроза. При этом распространенность проблемы снижается до уровня общей популяции при регулярной СИПАП-терапии.
При синдроме обструктивного апноэ мягкие структуры глотки частично либо полностью перекрывают дыхательные пути, блокируя поступление воздуха в легкие. Повторяющиеся по несколько раз в час остановки дыхания во сне приводят к кислородному голоданию. В ответ на этот мощнейший для всех систем организма стресс надпочечники вырабатывают кортизол и адреналин.
Адреналин заставляет сердце биться чаще и провоцирует скачки давления. В свою очередь всплеск гормона кортизола повышает уровень сахара в крови и аккумулирует весь потенциал организма на борьбу со стрессовой ситуацией.
Возбужденная вегетативная нервная система активизирует потовые железы. Уточним, что всего на теле человека примерно 4 млн. таких желез. Они выделяют пот, который на 99% состоит из воды, практически не имеет запаха и служит для терморегуляции.
Однако стрессовое потоотделение отличается от того, что служит для сохранения температурного баланса. Во-первых, в этом случае начинают функционировать апокриновые железы, которые расположены преимущественно на участках тела с волосяными фолликулами, например, на голове и в подмышечных впадинах. Они выделяют более густой секрет из-за содержания в его составе белков и липидов. Во-вторых, апокриновые железы работают интенсивнее, чем эккриновые. Например, при эмоциональном напряжении в минуту они выбрасывают до 70 мг пота в каждой подмышечной впадине. Это в несколько раз превосходит объем секрета при термальном потоотделении. Образно про это состояние говорят «бросило в пот».
Более вязкая консистенция, наличие волос на коже, а также более интенсивное выделение секрета затрудняет испарение пота. Поэтому пациенты с нелеченым апноэ часто просыпаются утром на влажной подушке. А так как пот вступает в контакт с живущими на коже бактериями, в дополнение ко всему беспокойство доставляет еще и неприятных запах.
Синдром обструктивного апноэ нередко сопровождается бессонницей, кошмарами и тревожными расстройствами. Все это также возбуждает вегетативную нервную систему, а следовательно, служит дополнительным фактором, провоцирующим немедленную реакцию апокриновых сальных желез.
Ночной гипергидроз не является обязательным симптомом обструктивного апноэ, как, например, храп. С другой стороны, влажная от пота подушка порой может быть единственной жалобой при первичном обращении к терапевту. Поэтому игнорировать этот симптом ни в коем случае нельзя. А врачам важно учитывать возможность диагноза сонного апноэ у пациентов, которые сообщают о чрезмерной потливости.
Когда гипергидроз является симптомом сонного апноэ, гораздо важнее не пытаться налаживать работу сальных желез, а разобраться с причиной болезни. При апноэ средней и тяжелой степени стандартом лечения является СИПАП-терапия. Однако назначать себе лечение самостоятельно не стоит. И если вы подозреваете у себя данное расстройство дыхания во сне, обязательно запишитесь на консультацию к сомнологу и пройдите специальное исследование сна (полисомнографию или кардиореспираторное мониторирование) для уточнения диагноза.