Мы уже не раз говорили о том, что сонливость – опасный спутник для тех, кто часто оказывается за рулем. Недосып и переутомление затормаживают психомоторную деятельность, ухудшают внимание и замедляют скорость реакции, чем существенно снижают безопасность дорожного движения. Тем не менее, водители, в том числе и профессиональные, нередко игнорируют признаки надвигающейся усталости. И этим они подвергают риску как себя, так и окружающих.
Причиной избыточной дневной сонливости нередко становится синдром обструктивного апноэ сна. У пациентов с храпом, осложненным сонным апноэ, по данным European Sleep Apnea Database риск попадания в аварию в 2,5 раза выше, чем у здоровых лиц. Для выявления проблемы и оценки уровня сонливости чаще всего используется так называемая Эпвортская шкала сонливости. Она проста и понятна, ее текст несложно найти в интернете, а следовательно, воспользоваться ею может каждый. При этом опросник не всегда четко соотносится с наличием именно апноэ сна и степенью тяжести заболевания. Кроме того, профессиональные водители склонны давать не вполне правдивые ответы о наличии такой проблемы, опасаясь лишиться из-за этого работы. Все это вынуждает использовать дополнительные методы для выявления дневной сонливости и оценки активного внимания, например:
Однако полученная благодаря названным методам субъективной оценки информация все равно требует более объективного анализа посредством лабораторных исследований, которыми стали:
Проблема избыточной дневной сонливости, как правило, решается, если вылечить храп, осложненный остановками дыхания. Сделать это позволяет СИПАП-терапия. Однако иногда остаточная дневная сонливость сохраняется даже после лечения. В этих случаях проводится исследование на предмет недиагностированных ранее нарушений сна, в т.ч. принимаются во внимание депрессивные состояния и неправильный образ жизни.
Но пациенты с обструктивным апноэ не всегда осознают персональную ответственность за езду в сонном состоянии. При этом в России не предпринимается практически никаких попыток для решения этой проблемы. Для сравнения, в Европе не так давно были введены особые нормативы для автомобилистов с осложненным храпом, невыполнение которых может повлечь за собой лишение прав. Анализ на наличие противопоказаний к вождению и оценка приверженности к СИПАП-терапии у профессиональных водителей с диагностированным апноэ сна в обязательном порядке проводится каждые 3 года.
Кроме того, в мировом сомнологическом сообществе активно обсуждается проблема избыточной дневной сонливости и ее влияния на риски для вождения. Специальная экспертная группа на конференции в Бавено (Италия) в октябре 2016 года обозначила краткосрочные и долгосрочные приоритеты будущих исследований:
Пока ученые продолжают исследования, не помешает напомнить, что безопасность на дороге – личное дело каждого. Если вы подозреваете у себя проблемы со сном, если вы храпите и часто чувствуете разбитость по утрам, запишитесь на прием к сомнологу. Своевременно начав лечение, вы не только повысите собственную безопасность на дороге, но и защитите организм от многих других проблем со здоровьем, которые провоцируют эпизоды апноэ.