Наш пациент в сомнологической лаборатории перед ночным обследованием
К нам на консультацию пришел пациент, не старый еще мужчина, несколько месяцев назад перенесший острое нарушение мозгового кровообращения. Сергей был в подавленном настроении: хотя восстановление после инсульта прошло на удивление успешно, он стал обращать внимание, что несмотря на ставший более размеренным образ жизни его все равно беспокоит непреходящие усталость и разбитость в течение дня. Это он связывал с последствиями перенесенного заболевания. Из беседы с пациентом нам стало известно, что он всегда много и напряженно работал, отдыхал урывками и не обращал никакого внимания на свое здоровье. И вот к чему это привело.
Это был один из чудных пятничных вечеров, когда впереди два выходных дня и можно позволить себе расслабиться. Компания подобралась отличная – чисто мужская, только хорошие друзья. Выпивали, закусывали, пели песни под караоке. В какой-то момент Сергей почувствовал себя плохо: сильно затошнило и закружилась голова. В туалете его вырвало, после чего стало немного легче. Но когда он снова зашел в комнату, резкая боль сдавила голову, в глазах потемнело и… дальше он ничего не помнил.
Очнулся Сергей в больнице, в палате реанимации. Как после ему рассказали врачи, на вечеринке с ним случился инсульт. К счастью «скорая» приехала быстро. А потом – четверо суток в коме, после чего Сергей, вопреки страшным прогнозам врачей, очнулся и стал стремительно выздоравливать. Возможно помогли «железное» когда-то здоровье и серьезные юношеские занятия спортом.
На стуле сидел вполне здоровый, на первый взгляд, человек. Только излишняя полнота делала его внешне старше реальных пятидесяти пяти лет. Сергей рассказал, что после инсульта стал очень тревожным: появился страх повторной мозговой атаки, боязнь стать инвалидом и обузой для семьи. А рецидив, со слов врачей-неврологов, в его случае вполне возможен, так как пациент страдает ночными апноэ.
О том, что громко храпит во сне, Сергей знал всегда. Но никогда не думал, что храп – один из симптомов обструктивных нарушений дыхания во сне, включая кратковременное прекращение дыхания – апноэ. Услышав этот диагноз, Сергей «залез» в интернет и то, что он прочел об апноэ сна, его действительно напугало. Он понял, что периодически беспокоившее его последние годы повышение артериального давления, как и его достаточно «молодой» инсульт вполне могли стать результатом остановок дыхания во сне, и, что, если он не решит проблему апноэ, повторные мозговые атаки более чем вероятны и не факт, что следующий приступ болезни закончится столь благополучно, как и первый, а не будет еще тяжелее. Короче, картина вырисовывалась неприятная.
Для выявления частоты и длительности ночных апноэ пациенту предложили пройти ночное респираторное мониторирование – простую, но информативную процедуру, в ходе которой сам пациент просто спит, а портативный диагностический прибор фиксирует в динамике основные физиологические показатели, характеризующие состояние его дыхания. Результат показал наличие у Сергея тяжелой формы обструктивного апноэ – его дыхание во время сна останавливалось практически каждую минуту, а насыщение крови кислородом периодически снижалось до опасных для жизни величин, поэтому лечение мы решили начать безотлагательно.
В соответствии с тяжестью выявленных у пациента нарушений дыхания во время сна на следующую после обследования ночь ему был произведен подбор СиПАП-терапии. Для него это была единственная возможность предотвратить апноэ, нормализовать ночное дыхание и сон. И самый надежный способ избежать осложнений обструктивного апноэ сна, в том числе инсультов, в будущем. Мы подобрали Сергею модель аппарата, оптимальную для решения его проблемы, и произвели рабочую подстройку прибора.
Наша следующая встреча состоялась четыре недели спустя. Сергея было просто не узнать: веселый, активный, жизнерадостный, никаких жалоб на самочувствие он не предъявлял. Сообщил, что много лет не чувствовал себя таким бодрым и работоспособным, и уже очень давно так не высыпался, как в этот месяц с аппаратом СиПАП. Вся его дневная сонливость и разбитость тоже куда-то пропали. Артериальное давление все это время также было идеальным. И еще он похудел за это время на три килограмма. Сергей подтвердил, что собирается пользоваться аппаратом и дальше, несмотря на связанные с необходимостью регулярно спать в маске мелкие неудобства – хорошее самочувствие и здоровье показались ему гораздо важнее.
Дополнительно о проблемах нарушений дыхания во сне у людей с лишним весом и взаимосвязи ночного апноэ и ожирения читайте в следующей статье: Большие проблемы больших людей: дыхательная недостаточность при ожирении и синдроме ночного апноэ.