Бессонница: что знают о ней практические врачи?
/Нарушения сна

Бессонница: что знают о ней практические врачи?

Бессонница: что знают о ней практические врачи?

Хроническая бессонница – проблема, с которой сталкивается примерно 10% взрослого населения Северной Америки и более 25% ветеранов вооруженных сил США. Аналогичные эпидемиологические исследования по РФ отсутствуют, однако есть основания полагать, что распространенность инсомнии в нашей стране не уступает, а возможно, даже превышает аналогичные показатели по Соединенным Штатам. При этом неполноценный ночной сон в течение продолжительного периода времени провоцирует нервно-психические расстройства, в том числе депрессию и сердечно-сосудистые заболевания. Бороться с бессонницей можно и нужно. Хороший эффект дает так называемая когнитивно-поведенческая терапия вкупе с фармакологическим лечением.

Но что знают специалисты первичной медпомощи об инсомнии? Насколько корректны их рекомендации в подобных случаях? Эти проблемы были подняты в одном из исследований, результаты которого опубликованы в журнале одном из номеров журнала Клиническая медицина сна.

Суть и результаты исследования

Объектом исследования стало отношение специалистов первичной медпомощи Министерства по делам ветеранов в США к пациентам с бессонницей. Более 50 врачей и медсестер заполнили детализированные анкеты. Отчет по опросу прокомментировали специалисты Американской академии медицины сна. Так как полученные в ходе исследования данные в определенной мере касаются аналогичных проблем диагностики и лечения инсомнии в России, они представляют интерес и для отечественных сомнологов.

Американское Министерство по делам ветеранов развернуло несколько образовательных программ по диагностике и терапии бессонницы. Но даже несмотря на это врачи первой помощи зачастую действуют некорректно, сталкиваясь с пациентом, страдающим от расстройства сна.

Опрос помог выявить следующие факты.

  • Наиболее распространенное решение специалиста первичной помощи при консультировании пациента с инсомнией заключается в том, чтобы дать рекомендации по гигиене сна, прописать снотворное или, наоборот, отменить препараты, побочным эффектом которых могут быть нарушения сна.
  • Более 80% медперсонала указали, что слышали о конгитивно-поведенческой терапии бессонницы, но при этом более 40% отметили, что не знают, применяется ли этот метод в клинике, где они работают.
  • Сталкиваясь с фактом инсомнии, лишь чуть более половины опрошенных документируют это. Еще меньшее количество специалистов считают бессонницу серьезным диагнозом, называя ее лишь отдельным симптомом.
  • Подавляющее большинство медиков считают, что проблемы со сном решатся сами собой после лечения посттравматического стрессового расстройства или депрессии.

Парадокс в том, что более 80% респондентов осознают угрозу инсомнии для здоровья и примерно 2/3 указали, что терапия бессонницы так же важна, как и лечение храпа (обструктивного апноэ сна).

Исследование продемонстрировало необходимость принять меры, способствующие корректной оценке и выбору оптимального лечения инсомнии. Специалисты Академии медицины сна полагают, что в систему первичной медпомощи важно ввести протоколы выявления и терапии расстройств сна. Медики должны четко понять разницу между когнитивно-поведенческой коррекцией и гигиеной сна. Также было рекомендовано расширить использование тренировочно-обучающих программ, в том числе на доврачебном уровне и в онлайн-режиме.