Сон и полнота
/Храп и апноэ сна

Сон и полнота

Журнал «Женское здоровье», сентябрь 2018. Текст: Анна Владимирова

Женское здоровье. Сон и полнота.

Среди причин ночной бессонницы и дневной сонливости есть особенная болезнь, которой страдают исключительно полные люди — так называемый пиквикский синдром. Наша читательница из Новой Москвы, 49-летняя бухгалтер Лидия З. смогла вылечиться с помощью современной нелекарственной методики.

Храп и одышка

Лидия З.: «Я никогда не была худышкой. Но по-настоящему лишний вес я набрала в течение года после вторых родов. Тогда мне было 37 лет, и при росте 163 см я стала весить 102 кг. Сначала как-то справлялась с этой ношей. Но после сорока лет, по мере появления гормональных изменений, стала чувствовать себя всё хуже. Даже обычные повседневные дела стали даваться с трудом. При подъеме по лестнице, а затем и просто при спокойной ходьбе начала появляться одышка. Стало тяжело дышать лежа на спине, поэтому я могла спать только на боку. Но даже такой сон был крайне беспокойным: постоянно ворочалась в поисках удобного положения, периодически просыпалась с ощущением нехватки воздуха. Стала громко храпеть во сне. Эпизоды раскатистого храпа вдруг сменялись полной тишиной. Первое время муж будил меня в такие моменты, но потом убедился, что ничего страшного в итоге не происходит. Махнул на все укой и стал уходить спать в гостиную. Я вставала разбитой, невыспавшейся, с тяжелой головой. Днем легко могла задремать даже за рабочим столом, отчего регулярно получала замечания от своего начальника. Ко всему прочему стало постоянно повышаться артериальное давление. Сходила в районную поликлинику, но назначенные врачом таблетки помогали плохо. Старшая дочь забралась в интернет и сказала, что мне надо обратиться к специалисту по расстройствам сна — сомнологу. Прежде я и не слышала, что такие врачи существуют».

Постановка диагноза

А.Д. Пальман: «Когда я впервые увидел Лидию во время амбулаторного приема, передо мной сидела еще не пожилая, но весьма грузная женщина. Дыхание ее было частым и поверхностным, а губы имели синеватый оттенок. На ногах отчетливо были видны отеки. При первом осмотре артериальное давление составляло 190/110 мм рт. ст., хотя пациентка регулярно принимала лекарства от гипертонии. Чтобы выявить степень угнетения дыхания во время сна и природу храпа, мы провели специально исследование — так называемое кардиореспираторное мониторирование. Для этого она осталась на одну ночь у нас в клинике. Специальный диагностический прибор фиксировал параметры ее дыхания и сердечной деятельности во время сна. Результат получился удручающим: количество остановок дыхания во сне у Лидии составило 93 в час. То есть практически половину времени, проведенного во сне, она вообще не дышала! При этом даже в те редкие периоды, когда дыхание было ровным, показатели насыщения крови кислородом оставались крайне низкими. Это были явные признаки тяжелого синдрома обструктивного апноэ сна и гиповентиляции на фоне ожирения — классические составляющие синдрома Пиквика».

Дефицит кислорода

Лидия З.: «Врач пояснил, что причиной расстройств сна и дыхания у меня является лишний вес. Когда ожирение достигает некоего «критического» значения, человек теряет способность глубоко дышать. Грудная клетка оказывается в капкане из жировых отложений. Легкие утрачивают способность полноценно наполняться воздухом. В результате содержание кислорода в крови снижается. Отсюда вечная одышка. Во время ночного сна, когда мышцы естественным образом расслабляются, дыхательная недостаточность еще больше прогрессирует. А еще у меня оказался не простой храп. Вибрация стенок глотки во время сна оказывается столь велика, что не просто сопровождается громким звуковым сопровождением. Периодически дыхательные пути полностью схлопываются, и воздух в легкие вообще не проходит. Это называется обструктивным апноэ. Доктор объяснил, что это не просто плохое самочувствие. Оставленные без должного внимания ночные нарушения дыхания со временем приводят к сердечной недостаточности и инвалидности».

Помочь дышать

А. Д. Пальман: «При синдроме ожирения-гиповентиляции важно восстановить нормальный процесс дыхания, ликвидировать кислородную недостаточность. Ведь от дефицита кислорода страдают все важные органы — сердце, мозг, сосуды. Но прежде чем говорить про лечение этого синдрома, нам часто приходится развеивать мифы на эту тему. Ведь многие пациенты ждут от врача некую волшебную таблетку или, к примеру, особые «капли от храпа». На самом деле достаточно эффективных препаратов для лечения синдрома Пиквика не существует. Иногда врачи назначают таким пациентам некоторые медикаментозные стимуляторы дыхания. Но на практике их эффективность при данном синдроме невелика. Многие пациенты полагают, что им могут помочь ингаляции кислорода. Однако дыхание воздухом, обогащенным кислородом, в этом случае также не помогает. Ведь дело не в том, что у человека нездоровые бронхи или легкие, а в том, что в них физически не попадает достаточное количество воздуха. Стратегической задачей для любого пациента с синдромом Пиквика является снижение веса. Однако надо понимать, что любые, даже самые радикальные мероприятия, направленные на коррекцию ожирения, не обеспечат результат немедленно.

Поэтому сегодня терапией первой линии при лечении нарушений дыхания во время сна является вспомогательная вентиляция легких. Выглядит это следующим образом. Пациент перед сном надевает на нос мягкую силиконовую маску, а специальный портативный аппарат подает в нее по гибкому шлангу воздух под определенным давлением. Это позволяет устранить эпизоды апноэ и поддержать дыхание в течение ночи. Лечение по этому принципу называется СиПАП-терапией».

План в действии

Лидия З.: «Сначала мне было непривычно каждую ночь засыпать в маске. Но, к удивлению, я довольно быстро адаптировалась. А муж лишь посмеивался, называя меня летчиком-истребителем, но спать в другую комнату больше не уходил. СиПАП-терапия начала уменьшать мою дневную сонливость. За компьютером я больше не засыпала. Но вот утренняя тяжелая голова и одышка при ходьбе продолжали портить жизнь. Настало время повторного обследования. Я еще раз переночевала в клинике, обвешенная разными проводами и датчиками, как новогодняя елка. Утром доктор сказал мне, что ситуация стала гораздо лучше, но некоторое кислородное голодание во время сна все еще сохраняется. Однако расстраиваться не надо, просто лечение нужно усилить. Так я познакомилась еще с одним устройством, предназначенным облегчать дыхание во время сна. Это более сложный аппарат — так называемый БиПАП. Новый прибор, внешне практически неотличимый от предыдущего, умел работать с двойной силой, обеспечивать два разных уровня давления воздуха. Меньшее давление оказывается на выдохе. Оно поддерживает верхние дыхательные пути открытыми во время сна — так же, как это делал до этого СиПАП. А вот большее давление на вдохе помогает лучше наполнить легкие воздухом, обеспечить организм кислородом и удалить углекислый газ. Использование такого аппарата позволяет дыхательной системе за ночь отдохнуть. И наутро она уже сама может поддерживать адекватный обмен воздуха. И — счастье! — день за днем я начала обретать новые силы».

А.Д. Пальман: «В результате усиленного лечения у Лидии “заработали” неэффективные до этого гипотензивные препараты, и показатели артериального давления стабилизировались в пределах нормы. С помощью СиПАП- и БиПАП-терапии мы добились еще одного важного эффекта. Восстановленный спокойный и глубокий сон, нормальное насыщение крови кислородом повлияли и на гормональную регуляцию организма. В результате улучшился обмен жиров и глюкозы. В сочетании с правильным питанием и доступной ей теперь физической активностью Лидия начала постепенно избавляться от лишнего веса».