Апноэ сна станет противопоказанием к вождению автомобиля
/Интересные факты

Апноэ сна станет противопоказанием к вождению автомобиля

В Европе водителей с подтвержденным диагнозом синдрома обструктивного апноэ сна будут лишать водительских прав

При апноэ сна вероятность заснуть за рулем                                                                           повышается в несколько раз

При апноэ сна вероятность заснуть за рулем повышается в несколько раз

Конечно же не всех и только в случае отказа от лечения. Это означает, что выдача или обновление водительского удостоверения в странах Евросоюза в ближайшем будущем станут возможными только после того, как водитель пройдет специальное тестирование на предмет выявления дневной сонливости – частого симптома апноэ сна.

В случае подозрения на остановки дыхания во сне, водитель будет направлен на консультацию сомнолога и пройдет специальное обследование, по результатам которого врач назначит лечение апноэ сна.

После подтверждения того факта, что водитель начал адекватную терапию храпа и апноэ, а его дневная сонливость значительно уменьшилась или вовсе исчезла, ему будет выдаваться или продлеваться водительское удостоверение.

Как вылечить храп или еще раз о безопасности за рулем

Согласно данным Комитета по водительским правам Еврокомиссии, который обобщил данные последнего десятилетия о совершенных дорожно-транспортных происшествиях, водители с остановками дыхания во сне в 3,7 раз чаще совершают дорожные аварии, чем автомобилисты без ночного апноэ. И цифра эта значительно выше, чем при любом другом состоянии, представляющим потенциальную опасность для вождения автомобиля.

Основная причина повышенного риска аварий на дорогах с участием апноиков заключается в выраженной дневной сонливости, на фоне которой снижается внимание, ухудшается отслеживание дорожной ситуации, а также нередко имеют место кратковременные – на считанные секунды – «выключения сознания», что является не чем иным, как возникновением эпизодов сна за рулем, во время которых водитель и вовсе теряет контроль над дорогой. То есть остановки дыхания во сне представляют угрозу не только для самого водителя, страдающего апноэ, но также для всех остальных участников дорожного движения.

Сонливость за рулем ведет к снижению                                                                                     внимания и повышает риск фатальных
 автомобильных аварий

Сонливость за рулем ведет к снижению внимания и повышает риск фатальных автомобильных аварий

Кто может останется без прав?

Основным критерием для приостановления действия водительских прав в связи с нарушениями ночного дыхания является дневная сонливость и индекс апноэ-гипопноэ – среднее количество остановок дыхания за час сна. Если этот показатель превышает 15 эпизодов и сочетается с выраженной дневной сонливостью, то такому водителю придется в обязательном порядке лечиться от обструктивного апноэ сна.

СиПАП избавляет от апноэ                                                                                                                    и устраняет дневную сонливость.

СиПАП избавляет от апноэ и устраняет дневную сонливость.

Когда у него заболевание средней тяжести, то тогда медицинские мероприятия могут в значительной мере варьироваться, а вот при тяжелом сонном апноэ (индекс апноэ-гипопноэ 30 и более остановок дыхания за час сна) единственным по настоящему эффективным является метод дополнительного вспомогательного дыхания во время сна или так называемая СиПАП-терапия.

Как планируется выявлять водителей с остановками дыхания во сне?

Инструментальное обследование всех без исключения водителей является, с одной стороны, очень эффективным, а с другой – чрезвычайно дорогостоящим мероприятием. Поэтому на начальном этапе Комитетом по водительским правам Еврокомиссии запланировано только обязательное анкетирование водителей с целью выявления у них наличия и степени дневной сонливости. При этом признается, что реальная картина в ряде случаев будет искажаться – частично из-за сложности субъективно оценить, насколько критично собственное сонливое состояние, а частично из-за преднамеренного умалчивания водителями собственных симптомов дневной сонливости, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с правами на вождение. Но этот способ пока признан единственно доступным и ожидается, что законопослушные европейские водители в большинстве своем будут предельно ответственны и честны при заполнении таких анкет.

С момента вступления закона в силу, новые требования будут действовать как в отношении тех водителей, у которых уже есть водительские права, так и в отношении тех, кто только ходатайствует об их получении.

Поскольку остановки дыхания во сне определяют высокий риск дорожно-транспортных происшествий, Европейскими сообществами исследования сна и респираторных проблем принято решение о создании экспертной группы, которая исследует возможности полноценной реализации директивы Евросоюза о водительских правах. В Комитете по водительским правам Еврокомиссии убеждены, что выявление водителей с обструктивными апноэ сна и выраженной дневной сонливостью будет способствовать значимому повышению безопасности на европейских дорогах.

Лечение апноэ сна сохранит водительские права.

Водителям, предположительно имеющим нарушения дыхания во время сна, предписывается обязательная диагностика апноэ для подтверждения как самого факта остановок дыхания во сне, так и их частоты, а также консультация сомнолога для назначения соответствующего лечения. До принятия эффективных мер к предотвращению апноэ и снижения уровня дневной сонливости действие водительского удостоверения будет приостановлено.

Полноценный ночной отдых сохранит жизнь и здоровье                                                                      не только вам, но и тем, кто вам дорог

Полноценный ночной отдых сохранит жизнь и здоровье не только вам, но и тем, кто вам дорог

Выдача прав на вождение автомобиля состоится при условии адекватного лечения апноэ сна, уменьшения дневной сонливости и восстановления активного внимания за рулем. Подтверждаться улучшение состояния будет на систематических медицинских осмотрах, которые планируется проводить один раз в три года для рядовых водителей и раз в год для профессионалов: для них решение вопроса как вылечить храп станет критерием не только восстановления здоровья, но и сохранения рабочего места. Ввиду серьезности заявленной проблемы принято решение, что с 2016 года новая директива по водительским правам подлежит к исполнению всеми странами, входящими в Европейский Союз.