Завидую я моим европейским коллегам. Не зарплатам их завидую, не технической оснащенности больниц, а авторитету в обществе. Там усомниться в словах и назначениях врача – грех почти что Библейский. Это же Доктор! Но это так, немного лирики на правах вступительного слова.
Недавно была очередная возможность подивиться упорному желанию пациентов поступить по-своему, пойти, как завещал нам классик, своим путем. Увы, но нередко с предсказуемыми последствиями.
Обследовался у меня пациент, образованный и небедный человек. Не олигарх конечно, но от зарплаты до зарплаты деньги не считает. При обследовании – обструктивное апноэ сна, требующее лечения. Попробовал СиПАП, помогло, понравилась жизнь без храпа и апноэ.
– Буду покупать, – говорит.
Обсудили возможные варианты: где, что и как. Вроде бы все понял и со всем согласился. Перезванивает мне через несколько дней. Появились какие-то вопросы.
– Что купили? – спрашиваю. Называет всемирно известную марку аппарата СиПАП. Отличная топовая модель.
– Так в чем проблема-то? – прошу уточнить.
– Да работает он как-то шумно. Иной раз даже будит меня этим. Когда у вас спал такого не было.
Прошу уточнить и в ответ слышу:
– Гудит, подвывает и вроде даже слегка периодически постукивает, как охлаждающий вентилятор в старом компьютере.
Тут даже мне, врачу, а не сервисному инженеру, все становится ясно. Нарушена центровка оси вентилятора, который в приборе нагнетает воздух. Может заводской брак, а, может быть, просто стукнули аппарат где-то в процессе транспортировки. Решается просто – заменой турбины по гарантии. Дел на самом деле на 15-20 минут.
– Несите, – говорю, – дорогой мой человек, свой приборчик в сервис, и будет вам счастье.
Звонит через несколько дней.
– Знаете, доктор, ошибочка вышла. Все нормально с прибором. Просто у меня сон излишне чуткий, от этого все проблемы.
Интересуюсь откуда такая информация. И слышу в ответ занимательнейшее повествование.
– Принес я приборчик этим ребятам, рассказал о проблеме. Отвечают: «Да вам все показалось». И в доказательство своих слов ставят на стол несколько разных моделей СиПАП, и по очереди их включают. «Вот видите, все шумят, и все одинаково. Так что это, видимо, слух у вас очень тонкий, и человек вы ранимый».
Тут следует сделать небольшое пояснение. Реальную степень шумности любого прибора СиПАП можно оценить только в варианте с одетой на лицо пациента маской. Ну, как если пылесос при чистке пола гудит глухо и монотонно, а если чистящую щетку в воздух поднять, то шум резко усиливается. С аппаратом для СиПАП-терапии то же самое, только все звуки на много порядков тише. Так что если любой СиПАП просто поставить на стол, да еще с тонкой столешницей, чтобы дополнительно резонировала, и включить, то завывание получится более чем убедительное, какой бы прибор вам не демонстрировали.
И в этот момент рассказа закрадываются у меня подозрения.
– Слушайте, а вы у кого СиПАП-то в итоге купили, где мы обсуждали? У официального дилера?
– Нет, – отвечает. – Там уж больно дорого. Я дешевле нашел. – И называет мне достаточно известный интернет-магазин, торгующего исключительно контрафактом. Они если и представляют, как эту турбину поменять, так у них запасных частей нет, и быть по определению не может.
Все, аплодисменты, занавес.
Уверены, что ваш «дешевый» СиПАП работает правильно?
Конечно, современные аппараты для СиПАП-терапии в большинстве своем качественны, надежны и ломаются нечасто, а откровенное мошенничество среди торгующих таким оборудованием – скорее исключение. И, конечно же, не дело доктора считать деньги в кармане пациента. Но просто описанная история – последняя в моей практике, но, увы, никак не единичная.
И если уж вы решили экономить, и готовы с этой целью взять на себя все возможные риски, то не жалуйтесь потом доктору, что ваш СиПАП странно гудит или вообще перестал работать. Он, конечно, вам чисто по-человечески посочувствует, но ничем не сможет помочь.
Дополнительно о выборе и покупке СиПАП-аппарата читайте в следующих материалах: